О проекте

«Программный комплекс "Аналитик чтения"» представляет собой инновационную лингвометодическую разработку, осуществляющую автоматическую оценку доступности текстов в зависимости от уровня читательской компетентности. Автоматические возможности подбора литературы, соотнесенные по уровню доступности с когнитивными возможностями и читательскими умениями пользователя (читабельность текста), являются средством достижения педагогической цели.

Основная педагогическая цель проекта – помощь учителям младшей и средней школы в определении навыков чтения учащихся и совершенствовании их читательской компетентности. В основе разработки лежат психолингвистические исследования по обучению чтению и пониманию текста в комбинации с инструментами компьютерной лингвистики. Оценка текста позволяет учителю ранжировать и оперировать текстами, подбирая их в соответствии с читательским возрастом и читательской компетентностью учащегося.

Тексты, имеющиеся в базе портала, делятся по своему содержанию на две группы: естественно-научные и историко-биографические.

Тестирование по текстам из обеих групп дает возможность определить предрасположенность учащихся к той или другой области знания. Этим можно воспользоваться для решения вопросов профориентации школьника. Используя текстовые группы – естественно-научного и гуманитарного направлений, учителя и родители смогут увидеть, с текстами какой группы школьник справляется лучше. В дальнейшем занятия по развитию компетенции чтения можно осуществлять переходя от легких текстов к более сложным.

Работа с «Аналитиком чтения» будет способствовать индивидуализации и профессионализации учебного процесса, успехам и прогрессу в учебе, которые, в свою очередь, должны привести к повышению мотивации чтения у детей и подростков.

Данный проект создавался и поддерживается Межрегиональной общественной организацией «Русская Ассоциация Чтения» и компанией «Директ-Медиа». В разработке проекта принимали участие компьютерные лингвисты из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и психологи из Первого МГМУ им. Сеченова. «Программный комплекс “Аналитик чтения”» получил поддержку Фонда президентских грантов Президента Российской Федерации как социально значимый проект в области науки, образования, просвещения.