КАК ЗАНИМАТЬСЯ ЧТЕНИЕМ СО ШКОЛЬНИКОМ 5–7 КЛАССА

Подсказки для родителей.

Чтение в средней школе – это текстовая деятельность ученика по пониманию учебного текста по многим предметам. Внимание к работе ученика при подготовке заданий по разным предметам помогает родителям задумываться о направлении образования для своего ребенка. Естественно-научное или гуманитарное направление образования подскажут интересы школьника. Обратите внимание, какие тексты он читает с интересом, какие оценки он получает. Оказывается, чем интереснее для читателя текст, тем лучший результат он показывает.

Качество чтения и понимания учебных текстов является важным фактором учения для любого направления. Качество чтения предполагает беглость, плавность, понимание текста при первом прочтении, овладение значениями слов текста. Такое чтение называют смысловым и коммуникативным. Ученик 5 класса владеет чтением вслух – произносит все слова и расставляет ударения правильно, соблюдает паузы и интонацию, выделяет голосом смысл предложения. Читая вслух и про себя, один школьник учится, понимая 30% информации текста, другой – 85%. В первом случае ученик получает слабую тройку, во втором – отличную оценку. Чем успешнее школьник, тем ему интереснее учиться.

Предлагаемая ниже диагностика качества чтения учеников 5–7 классов проводится на текстах двух направлений: гуманитарные науки и естественные науки. Тексты каждого направления становятся сложнее от первого к следующим. Выполните все задания, узнайте результат и задумайтесь над несколькими вопросами:

Каков уровень чтения школьника по каждому направлению обучения? Какие тексты ему было интереснее читать? Что нужно сделать, чтобы читать лучше?

На третий вопрос мы готовы предложить подсказки для родителей и учащихся.

Подсказка первая. Надо читать! Мы учимся плавать – плавая, играть на гитаре – играя, читать – читая. 11 страниц в день – это та норма, которая СОХРАНЯЕТ ваши сегодняшние умения чтения. Хотите читать лучше –читайте каждый день чуть больше.

Диагностика.

Прочитайте все тексты и определите для себя, какие из них было читать интереснее? Какой текст показался легким? Средним по трудности и трудным? Взрослый родственник послушает ваше чтение вслух и отметит ошибки, если они были.

Чтение с остановками. Давайте научимся читать вдумчиво маленькими порциями, задавать вопросы к тексту и отвечать на них.

 

Модуль 1. Гуманитарные науки


Текст 1. Название текста: Путешествия Марко Поло


Вопросы к заголовочному комплексу:

Слышали о Марко Поло? Из какой он страны? Попробуйте угадать, исходя из имени. Куда и когда он путешествовал? Каким образом он путешествовал?


Читаем первый абзац.

В 1010 г. рыцари всей христианской Европы начали собираться в Первый крестовый поход против арабов, захвативших Святую землю в Палестине. Крестовые походы продолжались почти двести лет. И хотя ни христиане, ни мусульмане не одержали окончательной победы друг над другом, Европа значительно пополнила свои знания о Ближнем Востоке.

Вопросы к первому абзацу:

Кто принимал участие в Первом крестовом походе? Против кого он был осуществлен? Как долго продолжались Крестовые походы? Когда они происходили? Где они проходили? Была ли одержана победа? Каков был результат для европейцев?

Трудные слова и имена: Европа, Святая земля, Палестина, христиане, мусульмане, Ближний Восток.

Попросите взрослого объяснить эти слова, проверьте их значение по словарю, посмотрите в Интернете, найдите объекты на карте.

Читаем дальше.

В начале XIII века пути в Азию были снова открыты. К тому времени татаро-монгольские орды завоевали почти все земли от Китая до Черного моря. И европейские купцы, правда, с риском для жизни, устремились на Восток по дорогам, проложенным армиями Чингисхана.

Вопросы ко второму абзацу:

Когда открылся путь в Азию для европейских купцов? Кто проложил им путь? Каким образом этот путь был проложен? Был ли путь опасен для купцов?

Трудные слова: Азия, татаро-монгольские орды, Китай, Черное море, Восток, Чингисхан. Попросите взрослого объяснить эти слова, проверьте их значение по словарю, посмотрите в Интернете, найдите объекты на карте.


Читаем дальше.

В одном из караванов, направлявшихся в Пекин ко двору правителя Хубилая, был и семнадцатилетний венецианец Марко Поло, сопровождавший отца и дядю. Юношу торговля интересовала мало. Марко интересовал окруживший его новый, удивительный мир. И он взял себе в привычку записывать все, что увидел. А увидел он немало. Мощных персидских быков, бактрианских баранов, которые накапливали в своих огромных хвостах запасы жира. Перед ним вставали города загадочной Персии, окруженные неприступными стенами.

Отвечаем на вопросы. Сколько лет было Марко Поло, когда он начал путешествие? Из какого он был города? Страны? Куда направлялся караван? Кто был правителем? Почему Марко был среди купцов? Ему нравилась торговля? Что ему было интересно? Что делал Марко, чтобы запомнить увиденное? Что он увидел? Откуда были быки? бараны? По территории какой страны шел караван? Как выглядели города?

Трудные слова: Пекин, Хабулай, Персия, правитель, неприступный.


Читаем дальше.

B своих путевых заметках Марко изобразил китайцев как вежливый и мудрый народ. Но его, европейца, удивило в местном быте многое. У всех мужчин, представлявших благородное сословие, обязательно должны были быть длинные ногти на руках. А местные красавицы славились миниатюрными ножками.

Отвечаем на вопросы.

Как называют записи Марко Поло о путешествии? Как в них изображены китайцы? Что удивило юношу в облике мужчин благородного сословия? Чем славились китайские красавицы?

Трудные слова: быт, благородный, сословие, миниатюрный.


Подсказка вторая. Учимся задавать вопросы:

  1. Представленная группа вопросов была направлена на поиск важной информации в тексте. Вопросы начинаются с вопросительных слов: Кто? Что (сделал, случилось)? Когда? Где? Как? Чем?

Если читатель суммирует ответы на все вопросы, то получится пересказ текста.

  1. Вторая группа вопросов труднее. Они, как правило, задаются к целому тексту. Например, если написано: «Первый крестовый поход (с большой буквы)», то был ли Второй? Третий? Купцы и воины армии Чингисхана двигались в одном направлении? В тексте упоминаются Китай (Пекин) и Персия. Как называются эти страны сейчас? На каком расстоянии они расположены друг от друга? Если юноша путешествовал с караваном, то на каких животных купцы передвигались?

  2. Третья группа вопросов еще труднее: О чем в основном рассказывает текст? (О путешествиях Марко Поло). Что вы узнали о нем? О чем он рассказал в своих путевых заметках? Что вы дополнительно узнали о нем? Сравните свой ответ перед чтением и сейчас.

  3. Четвертая группа вопросов относится к расширению кругозора, объединению знаний по истории, географии, биологии. Возможно создание самостоятельного проекта. Например:

Кто прокладывал дороги из Азии в Европу и наоборот? Кто ими потом пользовался и с какими целями? Какие животные упоминаются в тексте? Что о них знаете? Что можно добавить? Какие упомянуты страны? Моря? Географические названия?

  1. Пятая группа вопросов или заданий относится к словам, которые были выделены для усвоения. Прочитайте их еще раз, объясните, выпишите.

Подсказка третья. Давайте учиться определять то, что мешает чтению и пониманию текста. Препятствием может быть незнакомое слово или сложное предложение. Последняя группа вопросов/заданий работы со словом поможет в этом. Чем больше слов вы знаете, тем точнее ваше понимание текста. Помимо слова, трудность может вызывать сложное предложение. Поэтому читая, обращайте внимание на знаки препинания. Они подобны дорожным знакам, которые показывают нам, в каком направлении необходимо двигаться.

Подсказка четвертая. Давайте научимся пользоваться справочными материалами, чтобы решать возникающие проблемы и расширять свои знания. Приучайте себя пользоваться электронным словарем, Википедией, бумажным словарем, энциклопедиями. Найдите еще что-нибудь о Марко Поло и его путешествиях.

Подсказка пятая.

Если текст не обсужден, то вы его быстро забудете. Расскажите содержание текста родственнику, поделитесь новой информацией, похвалитесь своими знаниями. Добавьте к тексту новую, найденную самостоятельно информацию.

Если читатель 6 класса справился со всеми вопросами и заданиями на отлично, то у него самостоятельный уровень чтения. Для читателя 5 класса – текст трудный, для 7 класса – легкий.


Подготовьте вопросы к данному тексту самостоятельно, пользуясь предшествующей моделью. Этот текст легче.

Текст 2. Медный век

Вопросы: Что известно?


Медный век – период между поздним неолитом и началом бронзового века. Использование самородной меди в Передней Азии и Восточном Средиземноморье относится еще к эпохе раннего неолита. Однако широкое распространение изделий из меди началось 4 тыс. лет до н. э. и связано с возникновением цивилизации шумеров.

Вопросы: Что? Когда? С чем связано?

Трудные слова:

Медь оказалась первым металлом, который человек использовал для изготовления орудий труда, возможно, потому что его легче было добывать, чем другие металлы. Среди первых предметов из меди были шилья, пронизки (тип бус), булавки, позднее появились кинжалы, серпы, топоры. Но археологи совсем не часто обнаруживают изделия из меди. Отчасти это можно объяснить тем, что, когда инструменты из данного мягкого металла изнашивались и становились непригодными для дальнейшего использования, их переплавляли и делали новые.

Вопросы:

Трудные слова:

Производство медных изделий было многоэтапным и непростым. Рудокопы находили малахитовую руду и извлекали ее из недр земли; плавильщики отделяли чистый металл от шлаков и примесей; кузнецы изготавливали медные слитки для производства изделий. Затем торговцы распространяли сырье в тех районах, где на него был спрос, а ремесленники занимались изготовлением предметов.

Вопросы:

Трудные слова:

Вместе с первыми орудиями и изделиями из меди по-прежнему существовали и даже превосходили их количественно каменные, костяные и деревянные. Поэтому медный век чаще называют медно-каменным веком, или энеолитом.

Вопросы:

Трудные слова:


Вопросы второй группы (ко всему тексту):

Вопросы третьей группы: О чем в основном рассказывает текст? Что вы узнали о медном веке? Что еще вы хотите узнать об этом металле?

Вопросы четвертой группы: Неолит, медный век и бронзовый век используются в тексте. Что вы знаете об этих периодах истории? Передняя Азия и Восточное Средиземноморье, где это? Что вы о них знаете?

Вопросы пятой группы: работа со словами.

Прочитайте вслух те предложения, которые вызывали затруднения.

Что новое вы узнали из дополнительных материалов или словарей?

Расскажите содержание текста, дополненное вашими дополнительными знаниями, своему родственнику.



Текст 3. Дело в шляпе!

«Дело в шляпе!» – так говорят, давая понять, что у нас все в порядке. Это, безусловно, радует! Только причем здесь шляпа?


Известно, что в старину всякие важные спорные дела решались жеребьевкой.

В шляпу бросали монеты, кусочки свинца или другие предметы, из которых один был с меткой. Кому посчастливится вытянуть меченый предмет, тот и выйдет победителем в споре. Про такого везунчика говорили, что его «дело в шляпе».


Есть и другое объяснение этого фразеологизма. Оно тоже заставляет нас вспомнить минувшие времена. Электронной почты тогда, понятно, не было, и важные бумаги доставляли гонцы. Главное не потерять их и уберечь от грабителей! Поэтому бумаги прятали под подкладку шляпы и зашивали. А поскольку в ту пору такие документы называли «делами», то действительно «дело» в буквальном смысле было в шляпе.

Ну и наконец еще одна версия появления в нашем языке фразеологизма «дело в шляпе». Я расскажу ее стихами Алексея Константиновича Толстого, который так описал разговор истца с дьяком:

«Я б те всыпал, ей-ей, в шапку десять рублей. Шутка?»

«Сыпь сейчас, сказал дьяк, подставляя колпак. Ну-тка!»

Дьяки и приказные, разбирая судебные дела, пользовались своими шляпами, чтобы получать взятки. И началось это со времен Бориса Годунова. Тогда и появилось выражение «дело в шляпе».



Текст 4. Куклы из бабушкиного сундука (6–7 класс)

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку. Самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых это единственная возможность вернуться в мир детства.

Полки современных магазинов радуют взор нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Не секрет, что около трети покупок в магазинах игрушек взрослые делают для себя. Такими куклами любуются, украшают интерьеры квартир, их коллекционируют. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.



Текст 5. Почему кошка священное животное? (67 классы)

В Древнем Египте кошек читали священными животными, их изображения можно увидеть на стенах многих храмов и гробниц фараонов. Почему египтяне поклонялись кошкам?

У жителей долины Нила было множество богов, а каналами связи с ними считались животные и растения: с помощью живого воплощения на земле люди могли общаться с богами, а те, в свою очередь, видели глазами своих посланников, что происходит в человеческом мире. Поэтому многие боги изображались с головами животных и птиц – шакала, ибиса, крокодила, сокола.

У кошки было особое положение в этом пантеоне, ведь ее покровителями считались верховные силы – богиня Бастет и бог Ра (Солнца). Египтяне верили, что кошка впитывает в глаза сияние бога солнца, а ночью отдает его обратно, освещая тьму – ведь кошачьи глаза действительно сверкают в темноте. Кроме того, кот являлся одним из воплощений главного бога. Ночью Ра в облике рыжего кота спускался в подземное царство, где сражался с богом тьмы – змеем Апопом.

Бастет (Баст) – богиня, которую египтяне изображали в виде кошки или женщины с кошачьей головой. Баст – дочь Солнца (Ра) и Хатор (Луны); в других источниках – дочь Осириса и Изиды, покровительница женского счастья и деторождения. В каждом храме Бастет в огромном количестве жили кошки, которым прислуживали жрецы, кормили их самой лучшей рыбой.

Кроме того, кошки обитали почти в каждой семье и очень почитались домочадцами – питомица могла делать в доме, что хотела, гуляла и спала там, где ей вздумается. А когда любимица умирала, ее хоронили с не меньшими почестями, чем главу семьи: мумифицировали, помещали в маленький саркофаг (если хватало средств) и относили на специальное кошачье кладбище. При раскопках в Египте было обнаружено немало гробниц, в которых количество кошек исчислялось десятками тысяч. А чтобы священное животное не голодало в загробном мире, к нему в саркофаг клали мумифицированных мышек.

Египтяне называли кошек «миу». К слову, их домашние питомцы были куда больше наших привычных кис: в древние времена египтяне приручили африканскую кошку, камышового кота и сервала. Самый мелкий из этих видов был длиной в полметра, а самый крупный (сервал) весил до 18 килограммов.

Во время пожара полагалось первой вынести из дома кошку, а потом уже имущество. Убийство этого священного животного, даже неумышленное, в Египте каралось смертной казнью. Любовь к кошкам выражалась и в многочисленных произведениях искусства, дошедших до наших времен – статуэтках, украшениях, настенных рисунках и стихотворениях.


Естественные науки и техника.


Текст 1. Как выглядела Земля в далеком прошлом? (5 класс)

Задание: Ответьте на вопрос своими словами.

Чтение.

Глядя на карту мира, мы можем предположить, что, возможно, давным-давно, в самом начале истории Земли Гренландия и север Европы соединялись огромным перешейком.

Похожее соединение существовало между Испанией и Северной Америкой. Южная Америка, Африка и Австралия тоже составляли единое целое.

Вопросы: Какие части Земли, возможно, были соединены перешейками? Что было единым целым?

Трудные слова:

Чтение.

С течением времени куски суши отделились друг от друга и начали перемещаться. Происходит это очень медленно – материки передвигаются на 1–2 см в столетие. Сегодня между ними пролегают тысячи морских миль.

Вопросы: Что произошло? С какой скоростью передвигаются материки?

Чтение.

Во время великого обледенения Британские острова и оконечность современной Южной Швеции были соединены в европейский континент.

Где же находилось Северное море? И где был пролив Ла-Манш?

Вопросы: Что входило в европейский континент? Можете ответить на вопросы в тексте?

Чтение.


Попробуй представить, как выглядела географическая карта в то далекое время!

Рейн протекал по территории Швейцарии, а река Темза была его притоком!

Эта огромная река и сегодня сохранилась, только протекает она по дну Северного моря и называется Норвежский желоб.

В то же самое время Сибирь, возможно, соединялась с Аляской там, где впоследствии появился Берингов пролив.

Вопросы: Где протекали Рейн и Темза и где они протекают сейчас? Что вы узнали о Беринговом проливе?

Чтение.

Первобытный человек и животные свободно путешествовали по этому мосту. Стада мамонтов медленно перемещались по нему между Азией и Америкой.

2. Вопросы: Как путешествовали первобытный человек и животные? Где они двигались?

Вопросы: Какие материки упомянуты в тексте? Сколько их? Какие страны? Реки? Моря? Проливы? Где они находятся?

3.Вопросы: О чем в основном повествует текст? Что нового и интересного вы узнали о Земле в далеком прошлом? Что изменилось?

4. Что еще вы знаете об упомянутых географических понятиях?

5. Объясните, напишите, употребите трудные слова из текста.

6. Расскажите о Земле далекого прошлого. Что еще вы знаете о ее географии?



Текст 2. Кто такой космонавт? (67 классы).

Задание: Ответьте на вопрос.

Летчики, непосредственно пилотирующие космические корабли, а также члены экипажа, занимающиеся исследованиями на борту, называются космонавтами или астронавтами (в США). Редчайшая в мире профессия, в силу своей сложности и опасности.

Вопросы: Кто? Что? Какая? Почему?

Обычно космические корабли даже с экипажем летают в автоматическом режиме, то есть управляются с помощью команд, посылаемых из центра управления полетом. Но случается, особенно при стыковках с орбитальными станциями, что космонавту самому приходится пилотировать корабль. В чем же заключается работа космонавта? Это управление кораблем, взлет, посадка, координация работ всех систем, проведение научных экспериментов, ремонт.

Вопросы: Как? Что? Что делает?


Первые в космосе

В 1961 году русский офицер Юрий Гагарин первым совершил космический полет вокруг нашей планеты и приземлился на родную Землю. Космический полет – это полет на высоте 100 км и более. По данным на 2016 год 544 космонавта совершили орбитальный космический полет, среди них – 58 женщин. Валентина Терешкова, первая женщина – космонавт, совершила полет в космос 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6», а первой, кто вышла в открытый космос, была Светлана Савицкая 25 июля 1984 года.

Вопросы: Кто? Когда? Какой? Сколько?


20 июля 1969 года Нейл Армстронг (США) стал первым человеком, чья нога ступила на Луну. Он сказал: «Это маленький шаг для одного человека, но огромный прыжок для всего человечества».

Вопросы: Кто? Когда? Что?


Все претенденты на полет проходят длительную и сложную подготовку, одно из первых мест в которой занимает физическая. Ведь при взлете ракеты человеку приходится преодолевать огромные перегрузки, от которых порой не может защитить даже специальный антиперегрузочный костюм.

Вопросы: Кто? Что? Какую? Насколько?

2. Вопросы: Как мы называем людей, чьей профессией является освоение космоса? Когда космонавты нашей страны начали летать в космос? Назовите их имена. Почему профессия опасная? Что вы узнали об американском астронавте?

3. Вопросы: О чем в основном повествует текст? Что нового и интересного вы узнали о космонавтах и астронавтах? Что еще хотите узнать?

4. Вопросы: Что еще вы знаете о космонавтах и астронавтах?

5. Объясните, запишите, употребите трудные слова из текста.

6. Расскажите об освоении космоса.



Текст 3. Что случилось с животными в ледниковый период? (6 класс)

Задание: Ответьте на вопрос, не читая текста.


Ледниковым периодом называется время в истории Земли, кода огромные массы льда, надвинувшиеся с севера, покрыли обширные регионы земной поверхности. В ту эпоху толстый слой льда занимал большую часть Северной Америки, Европы и западной Сибири.

Вопросы: Что? Что сделали? Где?


Когда это случилось? Процесс, длившийся очень долго, начался примерно 1 000 000 лет назад. Когда ледниковый период закончился? В разных областях Земли по-разному. На севере Европы, в России, например, – всего несколько тысячелетий назад. Впрочем, в некоторых регионах он продолжается до сих пор: Гренландия по-прежнему практически целиком покрыта льдом.

Вопросы: Что? Когда? Где?


Ледяная пустыня простиралась на площади в миллионы квадратных километров. В Европе ее граница проходила по территориям современной Англии, Германии, Румынии, юга России.

Вопросы: Что? Какой? Где?


При приближении мощных ледников большинству животных пришлось уйти на юг. Те, кто не мог выдержать нового холодного климата, либо перебирались в более теплые регионы, либо вымирали. Дикие звери, обитающие сейчас на территориях, подвергшихся этому суровому испытанию, представляют собой всего лишь жалкие остатки того богатого животного мира, который существовал там до наступления ледникового периода.

Вопросы: Кто? Что сделали? Какого? Куда? Где? Какой?


Человеку удалось приспособиться к изменившемуся климату. Возможно, похолодание даже сыграло значительную роль в развитии его умственных способностей, так как, чтобы выжить в более тяжелых условиях, ему приходилось проявлять изобретательность и находчивость.

Вопросы: Кто? Что сделал? Что? Какие?


Растения также перекочевали на юг, подальше от наступивших холодов. Часть из них вернулась назад, когда ледники растаяли, однако многие виды просто исчезли с лица Земли.

Вопросы: Что? Куда? Что случилось?

2. Вопросы: Как мы называем период, когда лед покрыл большие площади поверхности Земли? Когда это случилось? Что случилось с животными и растениями? Что узнали о человеке?

3. Вопросы: О чем в основном повествует текст? Что нового и интересного вы узнали о человеке, животных, растениях в ледниковый период? Что еще хотите узнать?

4. Вопросы: Что еще вы знаете о ледниковом периоде?

5. Объясните, напишите, употребите трудные слова из текста.

6. Расскажите о ледниковом периоде.


Текст 4. Стрекозы. (6 класс. Самостоятельная работа. Напишите все вопросы самостоятельно. Следуйте модели).

Вопрос:

Стрекозы – одни из самых быстрых и маневренных летунов среди насекомых. Они могут преодолевать расстояния в сотни километров, развивать большую скорость и мгновенно зависать на одном месте.

Вопросы:

Огромные, выпуклые стрекозиные глаза состоят из множества крохотных глазков, называющихся фасетками. Так устроены глаза у многих насекомых. Но стрекозы – едва ли не самые зоркие среди них. Они могут видеть сразу во всех направлениях, чтобы вовремя заметить опасность или добычу.

Вопросы:


Ведь все стрекозы – хищницы. Они на лету ловят мух, комаров и прочих насекомых. Добычу стрекозы крепко удерживают лапками и мощными загнутыми челюстями. Сама стрекоза в воде не плавает, но яйца откладывает обязательно в воду. И там из них появляются личинки. Их называют наядами. Название красивое, но сами личинки, скорее, страшненькие. У них огромные глазищи и ужасная челюсть, которая может выдвигаться вперед.

Вопросы:


Наяды шныряют в воде, охотятся на мелкую живность, и долго растут – целых два года. За это время десять раз линяют. Большие наяды начинают поедать уже не только водных клопов, жучков, личинок насекомых, но даже маленьких рыбок и головастиков.

Вопросы:


Самое поразительное – это превращение взрослой наяды в стрекозу. Выползает наяда из воды по какому-нибудь стебельку и замирает. И вдруг ее спинка трескается, а из трещины выбирается стрекоза со сморщенными крылышками. Несколько часов она сидит неподвижно, и крылья ее постепенно расправляются, становятся прозрачными и блестящими. Теперь можно и в полет – на охоту за комарами и мошками!

2. Вопросы:

3. Вопросы:

4. Вопросы:

5. Объясните, запишите, употребите трудные слова из текста.

6. Расскажите о стрекозах.


Текст 5. Ядовитые растения (6 класс. Самостоятельная работа.)

Почему в процессе эволюции выжили ядовитые растения? Потому, что с помощью особых химических веществядов они защищались от истребления.

За миллионы лет эволюции в растениях выработалось множество ядов против разных видов животных, а то, что некоторые из них оказались опасными и для человека, – факт сам по себе случайный.

Люди давно заметили: количество яда у растений одного и того же вида сильно зависит от состава почвы и климата. Например, очень ядовитый аконит высокий считается безвредным в Скандинавских странах, где его даже употребляют в пищу. А аконит аптечный, взлелеянный на плодородной почве садов и оранжереи, через несколько поколений постепенно теряет свою ядовитость.

Яд в растениях распределен неравномерно. Иногда он скапливается в корнях или семенах, иногда ядоносно все растение: стебли, листья, корни, цветки и плоды. У каждого растения есть свой «максимум ядовитости»: одни накапливают больше всего яда до, после или во время цветения, другие – в пору созревания плодов.

Так какие же растения мы называем ядовитыми? Те, что содержат вещества, которые, попав в организм животных или человека даже в малых дозах, вызывают в нем болезненные изменения, иногда приводящие к смерти.