Обучение технике смыслового чтения – сложный, длительный процесс, состоящий из трех основных этапов: аналитический этап, синтетический этап и этап автоматизации, каждый из которых отрабатывается в течение определенного периода времени. На первом этапе происходит объединение частей (букв) в целое (слоги, слова), второй этап характеризуется присутствием уже накопленного на первом этапе опыта и развитием связей целых слов со смыслом, третий этап закрепляет связи, сформировавшиеся на первых двух этапах овладения техникой чтения.
Временные рамки формирования техники смыслового чтения зависят от индивидуальной траектории развития каждого ученика: зрелости его мозга, скорости процессов переработки информации, особенностей работы оперативной памяти, зрительно-пространственного восприятия. Это трудоемкий процесс, который может своей сложностью отпугнуть ученика и вызвать стойкое нежелание использовать этот навык в школьной жизни, особенно если он застревает на каком-то из этапов формирования.
ВАЖНО: если ребенок испытывает большие трудности в чтении слов и предложений, пропускает буквы, слова, не понимает смысл прочитанного даже в одном предложении, то стоит обратиться к нейропсихологу за диагностикой и консультацией для уточнения причин этих сложностей.
В остальных случаях можно предложить некоторые упражнения, игры и формы взаимодействия родитель – ребенок для облегчения овладения техникой смыслового чтения, коррекции навыка или формирования интереса к чтению.
Что делать, чтобы ребенок лучше читал?
1. Играть в нахождение в тексте определенной буквы
Ребенку предлагается находить и зачеркивать определенную букву, например, букву «а». Текст при этом просматривается по строчкам, последовательно, так же, как происходит чтение текста. Можно устраивать соревнования с родителями.
2. Читать только одну половину слова в тексте.
Предлагать ребенку поделить слова текста пополам и читать только одну из половин вслух. Например, часть текста читать только первую половину слова, а часть текста – только вторую.
3. Читать с разной скоростью текст.
Читать простой текст вслух как сломанный магнитофон – то очень медленно, то очень быстро. Можно придумать сигнал для смены скорости. Например, один хлопок – очень медленное чтение, два – очень быстрое, щелчок – нормальное. Предварительно ребенку дается возможность ознакомиться с текстом. При этом лучше всего, если взрослый тоже будет участвовать в игре, меняя скорость чтения по сигналу ребенка.
4. Читать слова наоборот
Предлагать ребенку читать вслух слова в тексте наоборот. Текст для того чтения может состоять из 5–6 предложений. Слова читаются в правильном порядке, но в обратном направлении.
5. Находить в тексте несуществующие слова
Подготавливается текст (это может быть текст любимой сказки или истории ребенка), в который включается несколько (5–9 шт.) несуществующих слов, которые ребенок должен найти. Слова могут быть вида «грастл» или «ааартонрст» или более похожие на настоящие слова – «громава», «овцещук» и т. д. Ребенок должен эти слова выделить карандашом, читая текст вслух.
Что делать, чтобы ребенок лучше понимал?
1. Разбивать текст на части и отвечать на вопрос: «что произошло?»
Перед чтением взрослый разбивает текст на небольшие смысловые части, состоящие из 3–4 предложений. После прочтения каждой части ребенок должен ответить на вопрос «Что произошло?»
2. Рисовать иллюстрации
Предлагать ребенку рисовать картинки по прочитанному материалу. Предварительно взрослый разделяет текст на смысловые части так, чтобы их можно было проиллюстрировать.
3. Играть в учителя и ученика
Взрослый становится учеником, у которого проверяют, как он понял текст. Ребенок играет роль учителя, задающего вопросы для проверки. Предварительно параллельно друг другу взрослый читает текст, а ребенок придумывает не менее 5 вопросов к тексту, которые будет задавать. Ответы ребенок также записывает. Взрослый получает оценку за свои ответы.
4. Угадывать, о чем читал ребенок
После прочтения текста ребенок пишет краткий пересказ из 5 предложений. Сами предложения должны состоять не более чем из 5 слов. Имена главных героев в этих предложениях не указываются. Взрослый должен догадаться по написанному ребенком пересказу, что это за история или рассказ.
5. Играть в угадывания героя
Ребенок загадывает героя прочитанной (давно или недавно) книги. Взрослый задает вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», чтобы отгадать героя. Вопросы могут быть такими: «Это девочка?», «Твоя история – это сказка?», «Главный герой попадает к Бабе-Яге?» и т. д. Потом ребенок старается угадать загаданного взрослым героя. Важно, чтобы взрослый загадывал героя, которого ребенок точно знает, и помогал ребенку придерживаться правил игры, напоминая о том, какие вопросы можно задавать.
Что делать, чтобы ребенку было интересно читать?
1. Соотносить уровень овладения навыком чтения и сложность текста
Подбирать тексты, которые ребенок сможет прочитать на данном этапе развития компетенции чтения. Начинать с легких текстов, постепенно их усложняя, но внимательно отслеживая эмоциональный настрой ребенка.
2. Ориентироваться на интересы ребенка
Подбирать тексты с учетом интересов ребенка, расширяя тематику. Если это компьютерная игра, то можно найти тексты про создание этой игры или книги, в которых описываются похожие приключения.
3. Совместно читать
Читать тексты по ролям, изменяя голос в зависимости от героя. Количество участников не лимитируется.
4. Совместно творить по мотивам прочитанного
Совместно или параллельно рисовать портреты главных героев, комиксы по мотивам прочитанного, создавать компьютерные игры по сюжету прочитанного или новые истории с героями прочитанных книг и т. д.
5. Давать ребенку быть автором
После прочтения текста взрослый просит ребенка рассказать, что бы он в нем изменил: чего ему не хватило в тексте, что бы он убрал или добавил как в сюжете, так и в способе повествования. Свои ответы ребенок может аргументировать на том уровне, на который способен. При этом ребенку предоставляется полная свобода в высказывании. Взрослый не оценивает и не осуждает идеи ребенка, а поддерживает его.
X
|